Яндекс ящик пандоры открывая тайные. Субъективные заметки об OpenPandora: блеск и нищета open source

Ящик Пандоры

Ящик Пандоры
Из поэмы «Труды и дни» древнегреческого поэта Гесиода (VIII-VII вв. до н. э.). В ней приводится миф о Пандоре (с греч.: «всем одаренная»), прекрасной женщине, которую Зевс послал на землю, чтобы наказать и Прометея, укравшего для смертных огонь с Олимпа, и всех людей, которые осмелились пользоваться этим ворованным даром.
Пандоре перед отправлением на землю подарки вручили все боги-олимпийцы, а Зевс ей преподнес особый дар - красиво украшенный ларец, но тут же предупредил, что она никогда не должна заглядывать в него. Зная женскую психологию, Зевс был уверен, что его месть состоится: Пандора, движимая любопытством, обязательно откроет ларец, и оттуда вырвутся на волю все человеческие пороки, беды и несчастья, которые Зевс приготовил в «подарок» человечеству.
Красавица Пандора сумела понравиться брату Прометея - простодушному Эпиметею, который женился на ней. При этом он забыл строгий наказ Прометея не принимать от Зевса ничего и никого. Пандора, не в силах противостоять любопытству, открыла ларец. Так люди были наказаны Зевсом. Единственное, что осталось на дне ящика. - Надежда.
Иносказательно: источник бед, несчастий.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Ящик Пандоры

Выражение, имеющее значение: источник несчастий, великих бедствий; возникло из поэмы греческого поэта Гесиода "Труды и дни", в которой рассказывается, что некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь; за это разгневанный Зевс прислал на землю красивую женщину – Пандору; она получила от Зевса ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Подстрекаемая любопытством, Пандора открыла ларец и рассыпала все несчастья.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Ящик Пандоры" в других словарях:

    - «ЯЩИК ПАНДОРЫ» (Die Buchse von Pandora), Германия, 1928, 120 мин. Драма по мотивам пьес Ф. Ведекинда Мнения об этом фильме крупнейшего немецкого режиссера Георга Вильгельма Пабста радикально разделились. Большинство отечественных историков… … Энциклопедия кино

    Сущ., кол во синонимов: 1 источник бедствий (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Ящик Пандоры - В греческой мифологии Пандора первая женщина, созданная богом огня Верховным Гефестом. Бог Зевс подарил ей ящик, в котором были заключены все человеческие несчастья. Из любопытства Пандора открыла ящик, и из него вылетели все беды и… … Исторический справочник русского марксиста

    Ящик Пандоры - Книжн. Источник несчастий, бедствий. Если ящик Пандоры со всеми скверностями на вас опрокинут так от всех уж не отбрехаешься (Лесков. Смех и горе). Год 1938 й, успевший за одиннадцать месяцев наделать немало неприятностей и бед, уже перед самым… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Ящикъ Пандоры (наполненный бѣдствіями). Ср. (Напраслину) одинъ то разъ... можно и опровергнуть, а если на васъ по всѣмъ правиламъ осады разомъ цѣлые батальоны, цѣлые полки на васъ двинутъ, ящикъ Пандоры со всякими скверностями на васъ опрокинутъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Жюль Жозеф Лефевр, Пандора с ларцом, 1882 Пандора (греч. Πανδώρα «всем одарённая») имя мифической обладательницы волшебного ларца со всеми бедами и надеждой. Никола Ренье, Аллегория суеты (Пандора), ок.1626 … Википедия

    М. Источник всех бедствий. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Пещера на левом берегу р. Белый Июс, в Кузнецком Алатау (Хакасия). Протяжённость ок. 18 км, глубина более 180 м. Название связано с неожиданностью находки пещеры в изученном районе и её таинственностью. Пещера лабиринтового типа в известняках,… … Географическая энциклопедия

    Книжн. Источник всевозможных бедствий, несчастий, неприятностей. /i> Выражение из поэмы Гесиода (VIII–VII вв. до н. э.) «Труды и дни», в которой используются мифологические мотивы. БМС 1998, 653–654 … Большой словарь русских поговорок

    Ящик Пандоры - крыл. сл. Выражение, имеющее значение: источник несчастий, великих бедствий; возникло из поэмы греческого поэта Гесиода «Труды и дни», в которой рассказывается, что некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней и старости, пока Прометей… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Книги

  • Ящик Пандоры , Шелдон М.. Девочка с именем из греческого мифа, чьи мечты не может вместить маленький провинциальный городок. Однажды желаниям девочки суждено сбыться, и она получит невероятный дар, который перевернет…

Выражение «ящик Пандоры» пришло к нам из Древней Греции, став олицетворением внезапных бед и несчастий. Существует версия, якобы вещь, которую хранила девушка Пандора, греки называли иначе. Но, переводя этот миф, ученый Эразим Роттердамский окрестил этот предмет ящиком в своем научном труде «Пословицы». В таком виде изречение сохранилось до наших дней.

Ящик Пандоры - что это?

Ящик Пандоры - это ларец, в котором были заключены несчастья и болезни, такой суровый дар подготовил для людей греческий титан Зевс. Со временем выражение «ящик Пандоры» стало крылатым, и получило двойное толкование:

  1. Олицетворение всевозможных бед.
  2. Чрезвычайно любопытный человек, который своей настырностью может нанести вред себе и другим.

Этот миф был очень популярен и у греков, и у римлян, в обоих сказаниях вина за случившееся возлагалась на богов и Пандору, которая этот ящик открыла. Интересно и другое толкование, появившееся в 17 веке, благодаря модельерам. Для демонстрации модной одежды были созданы манекены, которые охотно ставили в домах богачи. Эти фигурки назвали Пандорами, потому что:

  • куклы открыли сундуки с нарядами;
  • несчастья превратились в красоту модных вещей и разлетелись по миру, даруя женщинам радость.

Ящик Пандоры - миф или реальность?

Ученые не одно десятилетия спорят, существует ли ящик Пандоры на самом деле. Если взять за основу теорию, что до появления на Земле Пандоры с вредным багажом человечество не знало болезней, можно предположить, что речь идет о развитии расы. Есть версии, что таинственный ларец Пандоры это:

  1. Экологическая катастрофа, изменившая генетику людей.
  2. Подарок инопланетных цивилизаций, которые проводили эксперимент над населением Земли.
  3. Предмет, уничтоживший более развитые цивилизации нашей планеты, оставив одну, которая выжила, но потеряла в мутациях задатки здоровья и умение повелевать энергиями.

Легенда о ящике Пандоры

Сразу возникает вопрос: почему сосуд несчастий связывают с именем девушки, и не Зевса, который начинил его? Эту историю излагает миф про ящик Пандоры, который сохранили жители Эллады. Когда люди получили огонь от титана Прометея и почти сравнялись с богами, властелины Олимпа сильно рассердились и решили всех наказать. Они создали красавицу Пандору, чтобы она принесла на Землю ящик с бедами.

Имя переводится, как «всеми одаренная», каждый бог постарался наделить девушку лучшими качествами:

  • Гефест изваял дивную фигуру;
  • Афродита наделила красотой;
  • Афина приготовила самые богатые одежды;
  • Гера подарила большой ум;
  • Гермес – находчивость и ;
  • Зевс вдохнул душу и неуемное любопытство.

Для чего нужен ящик Пандоры?

Ящик Пандоры – миф, похожий на историю про троянского коня, ведь сама девушка не знала, куда и зачем ее направляют, да еще и с непонятным багажом, который дал сам Громовержец. Изначально красавицу предлагали в жены Прометею, но тот отказался, поскольку ждал подвоха от богов. В Пандору влюбился брат титана Эпитемей и принял в свой дом со скромным приданым. По версии римлян поклажу невесты принес сам бог Меркурий.

Что означает ящик Пандоры - это изощренная кара для людей, которую подготовил Зевс. А позже стал олицетворением того, чем его начинили:

  • болезней;
  • несчастий.

Что хранится в ящике Пандоры?

Некоторые исследователи выдвигают гипотезу, что содержимое подарка Зевса было мудро зашифровано сказателями древности. Тайна ящика Пандоры многие столетия оставалась не разгаданной, а ведь беды и болезни, заключенные в сосуде, можно растолковать, как:

  • смертельные или опасные вирусы;
  • невидимые глазу семена, отравляющие землю;
  • излучения, провоцирующие всевозможные катаклизмы.

Если предположить, что богами в древние века люди называли пришельцев с других планет, вполне реально допустить и существование ящика с опасным содержимым. В пользу версии говорит и то, что Зевс создал несчастья немыми, чтобы подкрадывались к людям тихо и незаметно. Ведь вирусы и излучения тоже не заметны человеческому глазу. Философы объясняют суть мифа по-своему, якобы ящик Пандоры был вместилищем энергетики зла, которое распространилось по свету.

Кто открыл ящик Пандоры?

Зевс запретил Пандоре открывать подарок, но при этом рассчитывал, что любопытная красавица не сможет удержаться от соблазна. Тайна ящика Пандоры быстро перестала таковой быть, избранница богов поинтересовалась содержимым. Миф повествует, что оттуда вылетели крохотные существа, которые стали жалить девушку. Если опираться на это изложение, можно предположить, что в реальности красавица выпустила насекомых – носителей страшных вирусов. Про ключи от ящика Пандоры легенды умалчивают. В поэмах некоторых греческих поэтов говорится, якобы ключи дал девушке сам Зевс.

Что осталось в ящике Пандоры?

В мифе сказано, что после того, как красавица открыла опасный ларец и пострадала от укусов крылатых существ, то быстро закрыла крышку. Но тут чей-то голос велел снова открыть ее, чтобы исцелиться от ран. Это говорила Надежда, которую дал людям в утешение Зевс. Дальше сохранилось два варианта событий:

  1. Пандора послушалась, выпустила Надежду и исцелилась.
  2. Девушка побоялась снова открыть ларец, и на дне навечно осталась Тщетная Надежда.

Хотя о карманном компьютере (или портативной консоли, кому как нравится) Pandora написано уже немало, я решил добавить в копилку свои впечатления от этого весьма интересного устройства. К тому же на Хабре «Пандора» пока что упоминалась лишь вскользь. Стало быть, неплохо бы исправить упущение. Обзор - не мой жанр, так что сразу перейду к вещам, на мой взгляд, наиболее существенным.

Немного политинформации

Карманный компьютер Pandora позиционируется как «созданный гиками для гиков» или «геймерами для геймеров», что в целом соответствует действительности. Проект с переменным успехом развивается с 2008 года. Уже тогда определились с дизайном системы, так что выпускаемые устройства по сути собраны на элементной базе пятилетней давности. Единственной крупной модернизацией с тех пор стала установка более скоростного процессора (1 ГГц) и расширение объёма оперативной памяти до 512 мегабайт.

Консоль разрабатывается небольшой группой энтузиастов, собравшей деньги на предзаказах. Вскоре после выхода на рынок производители ухитрились испортить большую партию устройств (они говорят, что виноват был завод, но не будем вдаваться в подробности), после чего было принято этически небесспорное, но, вероятно, единственно возможное (кроме банкротства) решение: продавать свежевыпускаемые устройства новым покупателям, а удовлетворение предзаказов осуществлять «в фоновом режиме», то есть при наличии свободных денег.

Я это говорю к тому, что выбор между «купить сейчас» и «подождать следующей версии» не стоит: следующая версия, если и будет, то ещё нескоро. С другой стороны, на нынешней «Пандоре» обосновался достаточно широкий круг экспериментаторов, да и сами идейные лидеры вроде как проект не забрасывают, так что скорой смерти консоли я не ожидаю. Косметических обновлений (вроде уже случившегося повышения тактовой частоты процессора), по всей видимости, в ближайшее время тоже не будет.

Кирпич снаружи

Снаружи - да, именно кирпич. Сразу вслед за сравнительно кусачей ценой (600 долларов) в списке причин «почему не брать» идут размеры и масса. Сразу же упомяну и третью причину: «Пандора» не подойдёт тем, кто хочет просто включить питание и наслаждаться: без обработки напильником наслаждаться не получится.

Весит «Пандора» довольно много - 325 г, а толщина корпуса в 3 см уже явно выводит её из категории карманных устройств. Для сумки или рюкзака вполне годится, но для ношения в кармане уже потребуется жилет Вассермана. Надо сказать, что на корпусе довольно много чего расположено, но всё равно контора побогаче изыскала бы способ ужать размеры. Но мы, повторюсь, имеем дело с продуктом творчества энтузиастов, так что рассчитывать на передний край технологий здесь не приходится.




Зато в нерациональном использовании корпуса авторов не обвинишь: раз уж «кирпич», то пусть уж будет со всеми причитающимся украшениями: выключатель питания с отдельными положениями «выключено» и «сон», разъём для наушника, два слота под SD-карты, «железный» регулятор громкости, левый и правый триггеры по краям (как на геймпаде), разнообразные светодиодные индикаторы, USB- и Mini USB-разъёмы, фирменный UART-разъём, гнездо для внешнего блока питания, отверстие для стилуса и даже сквозное отверстие для запястного шнурка (довольно бесполезная вещь для устройства такого размера, разве что из рук не вырвут несознательные граждане).

Кирпич изнутри

Глядя на картинки в интернете, первым делом спрашиваешь себя: ну зачем эти широченные панели под динамики? Лучше бы сделали экран побольше. Оказывается, не так всё очевидно. Разрешение экрана «Пандоры» составляет 800*480 пикселей (получается соотношение сторон между 16:9 и 16:10), и расширять экран по горизонтали уже нет смысла: всё равно полноэкранные приложения в большинстве своём не рассчитаны на такой сверхширокий дисплей. Да и не всякие размеры экранов существуют в свободной продаже. Возможно, я бы сделал ход конём и в принципе бы поставил экран побольше нынешних 4.3"", пусть даже за счёт увеличения продольного размера консоли. Всё равно при общих габаритах корпуса лишний сантиметр-другой не меняет картины. Но здесь уже возможны различные мнения. Вот что бы можно было разместить, так это веб-камеру. Динамики есть, микрофон встроенный есть, почему бы не всунуть камеру, благо свободное место рядом с экраном наличествует? Ещё я видел, как один умелец впаял в верхние углы над экраном по светодиоду для освещения клавиатуры. Вышло довольно забавно, но у меня нет чёткого мнения о полезности такой модернизации.

Конечно, главная killer feature «Пандоры» - это её клавиатура. Сами авторы так воодушевились своим изобретением, что сейчас, собрав изрядное количество денег на «Кикстартере», готовят к выпуску Bluetooth-контроллер iControlPad2, в котором явно просматривается родство с «Пандорой»:

Если посмотреть на вытесненные с рынка устройства аналогичного класса, например, Viliv N5, то видно, что впихнуть полноценную клавиатуру в маленький корпус - задача не из лёгких:

И как ни старайся, всё равно в обзорах будут жаловаться: клавиши маленькие, легко промахнуться, расположение неудобное… Авторы «Пандоры» в этом смысле решили подойти к проблеме радикально. Сами клавиши маленькие, зато сильно выпуклые, и зазор между ними приличный. Поэтому промахнуться невозможно. Курсорных клавиш и блока PageUp / PageDown / Home / End нет - вместо них используются клавиши геймпада. А место тачпада заняли «nubs» - круглые аналоговые контроллеры прямо над основной клавиатурой. Есть ещё, как вы помните, триггеры, которые тоже могут быть задействованы в качестве дополнительных клавиш.

С помощью этих ухищрений и полного отказа от некоторых клавиш авторы сократили общее количество основных клавиш (без учёта игровых элементов управления) до 46. Больше, чем в ZX Spectrum, но меньше, чем в ZX Spectrum+. А вот с учётом игровых клавиш как раз ZX Spectrum+ и выходит.

На мой вкус клавиши туговаты, но в остальном нареканий нет. Вслепую печатать пока не получается, а ввод отдельных символов через аккорд «Fn + Shift + клавиша» мучителен, но вряд ли в предложенном корпусе можно было разработать решение получше. Я бы сказал, что в верхний ряд (Q...P) можно было бы добавить ещё пару клавиш, но их бы задевали пальцы, лежащие на игровых элементах управления.

Джойстики nubs похожи на всем известный манипулятор ноутбуков серии ThinkPad:

Принципиально такая система меня устраивает (ThinkPad использую с большим удовольствием), но реальная реализация пока не столь удобна. Во-первых, джойстики необходимо калибровать, а калибровка почему-то частенько слетает. Мне кажется, что иногда для сбоя достаточно простой перезагрузки, не то что выключения устройства. Во-вторых, у джойстиков «Пандоры» достаточно широкий ход, то есть чтобы перевести его в крайнее положение, придётся довольно сильно сдвинуть палец, что не очень удобно. Управление ThinkPad мне точно даётся легче. Возможно, всё это дело привычки, но пока я предпочитаю достать стилус и ткнуть в экран, нежели двигать курсор джойстиками (движения второго джойстика используются вместо кнопок мыши).

Базовое программное обеспечение

К компьютерам наподобие Viliv N5 предъявляли и другие претензии: да, Windows 7 в кармане это прикольно, но работать в Windows на таком маленьком экране нереально, да и батарея съедается целиком за два-три часа.

Проблему с батареей решили выбором более экономного процессора архитектуры ARM. Трудно поверить, но даже в карманных компьютерах с Windows применяется активное охлаждение. Неудивительно, что батареи хватает ненадолго: сначала процессор тратит энергию на обогрев квартиры, а потом ещё запускается вентилятор. Однако ARM естественным образом отсекает Windows (ну, кроме Windows RT).

В итоге на «Пандору» был установлен довольно ограниченный дистрибутив Linux Angstrom с графической оболочкой XFCE. Авторы утверждают, что заряда батареи в реальных условиях хватает на десять часов работы. Хоть я и не успел пока ни разу разрядить батарею до нуля, в целом цифра выглядит правдоподобной. Огорчает, что в режиме ожидания батарея садится быстрее, чем хотелось бы. Думаю, протянет не дольше нескольких дней, но с этим жить можно.

Поскольку на «Пандору» портированы среда DOSBox и эмулятор процессоров QEMU , можно запустить и DOS, и Windows, но, конечно, высокой производительности от режима эмуляции ждать не следует.

Портирован также Android Gingerbread. На мой взгляд, это очень большой плюс, поскольку решается упомянутая проблема с полноценной работой на маленьком экране. Так вышло, что я никогда не держал в руках смартфона с настоящей мобильной операционной системой, так что смотрю на вещи довольно непредвзято.

Linux на «Пандоре» не очень удобен: всё-таки экран маловат. Любые панели инструментов, границы и заголовки окон, полосы прокрутки и меню отъедают драгоценное пространство экрана; текст мелковат - читать не очень комфортно; кнопки в окнах и прочие элементы управления тоже мелковаты - целиться трудно. Android в этом смысле куда дружественнее. Пользуясь полноэкранными приложениями, скромные размеры экрана перестаёшь замечать.

Да, справедливости ради надо отметить, что кроме оболочки XFCE для Linux предусмотрена среда MiniMenu - что-то вроде цветастого полноэкранного главного меню. Его вполне хватает, если не заниматься настройками и подстройками, а просто запускать установленные программы:

Танцы с бубном

Возможности «Пандоры» широки, но воспользоваться этими возможностями далеко не всегда просто. Сложности подстерегают в самых неожиданных местах. Как ни странно, очень просто установить DOSBox, QEMU, Windows и Android. Гораздо сложнее подключить Bluetooth-гарнитуру или организовать стартовое меню XFCE по своему усмотрению. Не вдаваясь в подробности, я просто перечислю некоторые проблемы, чтобы дать о них представление.

Изначально стартовое меню сильно захламлено (а на маленьком экране это приводит к существенным неудобствам), но оказывается, что изменить его можно только путём ручного редактирования целого набора конфигурационных файлов, довольно неочевидных по местоположению и содержанию. Та же задача возникает после установки любой новой программы, которая автоматически попадает в то или иное меню, далеко не всегда для пользователя очевидное (прописываясь иногда и под неочевидным именем!)

Вообще для «Пандоры» разработали предельно упрощённую модель установки нового софта: любая программа распространяется в виде единственного файла-контейнера, который нужно просто поместить в определённый подкаталог, после чего программа появится в меню. Реально при запуске контейнер подключается в качестве виртуальной файловой системы, исполняемый модуль запускается, а после завершения работы файловая система отключается. Настройки программы и прочие подобные файлы при этом хранятся в особом каталоге основной файловой системы (наподобие %AppData% в Windows).

Такой подход удобен для установки / запуска / удаления софта, но имеет свои недостатки, если в контейнере находится несколько запускаемых модулей или при запуске требуется передать аргументы командной строки. Конечно, для основных задач предусмотрены вспомогательные инструменты, но, скажем, аудиопроигрывателю я так и не научился передавать на вход файлы, содержащие в именах пробелы. Запустить проигрыватель и открыть из него файл - пожалуйста, а вот чтобы любая запись mp3 воспроизводилась по щелчку - нет.

Некоторый предустановленный софт сбоит, а иной просто отказывается работать. К счастью, почти всегда существует альтернатива. Bluetooth-модуль в системе есть, но толку от него пока мало: вроде бы можно подключить внешний брелок GPS; наушники подключаются без проблем, но не работают ни в одном проигрывателе, кроме Gnome MPlayer, который сам при этом безбожно глючит. Вообще когда что-то глючит, всегда проще всего поискать альтернативу под Android, но не в случае с Bluetooth, которого Android в принципе не видит. Похвалю зато встроенный Wi-Fi модуль: работает прекрасно, хотя раньше на форумах высказывались большие претензии (предлагали даже плюнуть и купить отдельный USB-модуль).

Встроенный UART-разъём потенциально интересен, но на сегодняшний день втыкать в него попросту нечего. «Пандора» умеет выводить на него видеосигнал, но для подключения к телевизору нужен ещё кабель, которого на сегодняшний день нет в продаже. Можно, правда, попытаться спаять его самому по схеме, благо разъёмы продаются, но это довольно кропотливая работа. Ещё можно попытаться вывести видео через адаптер USB->DVI, но для этого не любой адаптер годится, плюс он 60 долларов стоит, плюс по размеру и массе он как половина «Пандоры».

В Android я на сегодняшний день дольше всего провозился с установкой двуязычной клавиатуры. Практически весь софт либо не поддерживает физических клавиатур, либо полагает, что раз уж клавиатура физическая, то полноразмерная, и не даёт способа ввести символ, отсутствующий на клавиатуре «Пандоры», каким-либо альтернативным способом. По сути нормально работает только клавиатура Multiling O Keyboard , к остальным есть те или иные несовместимые с реальным использованием претензии.

В Windows по умолчанию плохо работает стилус (курсор «как-то» реагирует, но перескакивает совсем не туда, куда надо); вроде бы эта проблема решается, но я пока не имел возможности заняться ею плотно.

При использовании Android возникает ещё один нюанс. Предустановленное программное обеспечение «Пандоры» записано на встроенную флеш-память. Всего памяти 512 МБ, а свободной в итоге будет около 80 МБ. Поэтому пользоваться встроенной памятью рекомендуют только в исключительных случаях, и уж точно не на повседневной основе. Поэтому весь дополнительный софт, музыка и так далее будет храниться на SD-карте. На ней же будет храниться и Android, в данном случае также являющийся «дополнительным сотфом». Однако сам Android, разумеется, будет считать собственный раздел системным, а в качестве внешней SD-карты обудет распознана лишь карта из второго слота. Таким образом, для полноценного использования Android вам придётся занять оба SD-слота. Есть и другие шутки юмора: например, apk-файлы устанавливаются без проблем, только если их разместить на первой SD-карте; сам Android тоже работает лишь с первой карты. Всё это, конечно, мелочи, но добавляют нежданного досуга с форумами и wiki-страницами. Да, магазин Google play работает без нареканий.

Игры с эмуляцией и без

Хотя «Пандору» язык не поворачивается назвать игровой консолью, понятно, что среди прочего софта игры занимают особое положение. Говоря об играх, можно просто ограничиться ключевыми словами: Linux, Android, QEMU, DOSBox.

Под Linux для «Пандоры» существует большое количество родного софта, распространяемого через официальный репозиторий и несколько сайтов поменьше. Система тривиальная: скачать файл-контейнер, положить в определённый подкаталог, запустить через меню и наслаждаться. Помимо игр, замечу в скобках, можно скачать самый разнообразный софт - браузеры, среды разработки, офисные приложения… Не могу сказать, насколько прост процесс портирования программы на Pandora с другой Linux-системы; ограничиваюсь пока что скачиванием готового. На сегодняшний день в репозитории зарегистрирована 651 игра. Правда, в действительности их меньше, поскольку в категорию игр попадают также эмуляторы игровых систем.

Примеры игр, портированных на Pandora:

Про Android рассказывать, в общем, нечего: что работает под Gingerbread, то работает.

С эмуляторами тоже всё понятно: их много; если чего-то нет под Linux, то есть под Android. Хорошо эмулируются системы до пятого поколения включительно (то есть в PlayStation и Nintendo 64 ещё можно играть, а вот PlayStation 2 и Dreamcast уже будут тормозить). Само собой, сюда же относятся все классические компьютеры восьмидесятых годов.

Сложнее ситуация с DOS и Windows. Формально под DOSBox/QEMU можно поставить Windows (95/98, будем реалистами), а под Windows уже что угодно. По сети действительно гуляют ролики с довольно серьёзными играми, но в действительности всё это развлечение в стиле «как сделать пошаговую стратегию из автогонок».

Мои собственные ограниченные эксперименты не дают окончательных выводов, но всё-таки. Я пробовал запускать Need for Speed I различными способами. На DOSBox получилась почти что пошаговая стратегия. На Windows 95 уже можно играть, но графику в настройках придётся урезать. На Windows 95 в режиме полной эмуляции MS-DOS (ну то есть по сути в MS-DOS 7.1) почти не тормозит даже на максимальных настройках. По крайней мере, некоторая потеря плавности воспринимается как меньшее зло по сравнению с выкрученными на минимум настройками графики.

Я не удовлетворился субъективными ощущениями и решил запустить найденный на просторах интернета тест процессора CPR4DOS. Надо сказать, что быстро найти для DOS тестирующую программу с эталонными результатами для разных компьютеров непросто, так что я ограничился первой похожей на правду утилитой. Результаты меня несколько удивили:

В документации CPR4DOS приводятся следующие примерные данные:

Система Время работы теста (сек.)
486DX 66 298
Pentium 100 84

Получается, что эмуляторы «Пандоры» обеспечивают скорость, сопоставимую с процессором 486DX 66, безнадёжно отставая при этом от Pentium 100. Однако в документации Need for Speed сказано, что игре требуется Pentium 75 или выше. Кроме того, эмулятор DOSBox неожиданно вырвался в лидеры, хотя в полевых условиях он работал значительно медленнее QEMU. Вероятно, оценку надо проводить по разным категориям - отдельно скорость процессора, отдельно видеоадаптер, отдельно пропускную способность оперативной памяти.

Для себя я сделал и другие выводы. Во-первых, как раз примерно в это время (вторая половина девяностых годов) игры стали массово переводить на высокое разрешение SVGA, и играть в них на маленьком экране в любом случае некомфортно. Даже в Need for Speed легко можно врезаться во что-нибудь, попросту не заметив препятствия. Та же история происходила и с приставками. Насколько мне известно, если большинство игр на PlayStation работало в разрешении 320*240, в PlayStation 2 уже массово стало использоваться разрешение 640*480. Во-вторых, многие хорошие игры выходили сразу на нескольких платформах, и прежде чем возиться с PC-версией, имеет смысл обратить внимание на ту же PlayStation (это как раз случай Need for Speed: PlayStation-версия игры на «Пандоре» работает идеально). Для более старых игр, выходивших в восьмидесятые, смотреть прежде всего надо в сторону Amiga, Atari ST, ну и аркадных машин, конечно же. Эти компьютеры, ко всему прочему, в те годы обгоняли PC по аппаратным данным, так что у вас будет шанс увидеть кое-что получше графики EGA и звука PC Speaker:

Sky Shark (PC) Sky Shark (Atari)
Commando (PC) Commando (Amiga)

Особо хочу отметить десятки игр в жанре Point-and-click adventure, созданные на базе системы SCUMM. Это Monkey Island, Full Throttle, Leisure Suit Larry и многие другие. Для них существует версия эмулятора ScummVM , работающая на «Пандоре» не хуже, чем на PC.

Итоги

Закончу, наверно, тем, с чего начал: «Пандора» - это очень интересное устройство:) По сути единственное в своей нише, так что если вам хочется иметь условно карманный компьютер с полноценной клавиатурой, игровыми элементами управления и Linux / Android / DOS / Windows на борту, выбирать больше не из чего. Крепкая сборка, качественная аудиосистема, хороший (хотя и небольшой) сенсорный экран, долгоиграющая батарея - это всё объективные плюсы. Не будем забывать и умеренно активное сообщество - новые программы появляются регулярно, а обновления операционной системы выходят чуть ли не ежемесячно. Конечно, как и в других проектах, продвигаемых энтузиастами, усилия подчас сосредотачиваются не на тех фронтах. Право слово, портировать «Дюка» куда интереснее, чем чинить Bluetooth. Поэтому «Дюк» есть, а человеческой поддержки Bluetooth до сих пор нет.

Если поставить перед собой задачу настроить все любимые эмуляторы и видео/аудиопроигрыватели, хватит одного вечера. Ну, двух вечеров. Вот тонкая обработка напильником уже может занять куда более продолжительное время. Но ведь такая настройка - тоже своего рода забава, от которой можно получить не меньшее удовольствие, чем от старых любимых игр.


и общественной реакции на них

На мой взгляд, появление этих инициатив именно сейчас было неизбежно. Первоначально, с схожими инициативами в тезисном виде Глазьев выходил в начале войны , которая тогда еще виделась в несколько романтических тонах и по мнению большинства не обещала тех тягот, которые она вызвала. План был разгромлен в либеральной прессе как алармистский и слишком радикальный. Тем не менее, в сентябре 2015 года мы наблюдаем возврат к все тем же положениям плана Глазьева в более развернутом виде и на более высоком уровне.
Причины этого весьма банальны. Весной 2014 года даже в руководстве страны не очень верили в возможность длительного и системного конфликта с США и НАТО, тем более что основной идеологической установкой правящих элит являлось встраивание в Западный мир, что и порождало концепции вроде "попадания России в золотой миллиард" или "построение Европы от Лиссабона до Владивостока". Начало гражданской войны на Украине и воссоединение Крыма с Россией все эти надежды перечеркнули. В течении 2014 года идеология "западничества" билась в корчах от несоответствия желаемого и действительного. В середине осени 2014 года наступило тяжелое похмелье, выяснилось, что началась новая Холодная война с США и ее сателлитами и на многих стратегических ориентирах, придется поставить крест, дабы не слишком сильно отрываться от реальности. К концу 2014 года рулевые экономики наконец дозрели до мысли, что конфликт очень надолго, скорого снятия санкций можно не ожидать, а отношения с мировым гегемоном непоправимо испорчены.

В условиях понимания длительного характера конфликта и продолжающихся проблемах в экономике (при весьма пессимистичных прогнозах ее рулевых), возрастает спрос на сценарии предусматривающие структурные изменения экономики под нужды идущего конфликта. Де-факто, Россия в рамках Холодной Войны помимо прочих составляющих конфликта, участвует и в гибридных войнах, при этом ее экономика в целом остается экономикой мирного времени, при том, что противники РФ без обиняков декларируют цели связанные с ликвидацией существующего политического режима, расчленения страны и лишения ее субъектности. Есть в этом определенное противоречие, которое должно быть решено хотя бы исходя из политического самовыживания.

И тут на арену снова выходит Глазьев с расширенной версией своего плана, который по-факту предусматривает некий микс из гос.капитализма и китайской модели. Такие планы активно появлялись "эпоху правления Медведева", когда слово "модернизация" было столь же популярным как сейчас "импортозамещение". Сейчас, когда в условиях войны экономика по факту отдана на откуп неолибералам, план Глазьева при всех его достоинствах и недостатках оказался по сути единственной концептуальной альтернативой в плоскости системной внутренней политики. Речь тут действительно идет даже не о конкретных предложениях, а о смене экономической парадигмы и в этом плане Глазьев фактически оппонирует неолиберальным идеологам вроде Кудрина, Грефа, Чубайса и прочих, которые отстаивают существующую модель экономического развития. В условиях, когда даже в верхах взгляды Глазьева пребывают в меньшинстве, нет ничего удивительного в том, что в неолиберальной прессе – как провластной, так и оппозиционной, еще даже до публикации и зачитывания на СБ РФ, план подвергся жесточайшей обструкции в контролируемых СМИ, основной смысл которой состоял в том, что не надо ничего менять, все окей. В этом отношении к плану Глазьева отнеслись как к экономической крамоле, а сам Глазьев выступил в роли еретика покусившись на сложившуюся экономическую модель. Дело в том, что покушались на нее и ранее (можно вспомнить работы профессора Губанова), но именно план Глазьева вытащили на обсуждение руководства страны.

При всей возможной критики в отношении положений плана Глазьева, важно то, что при реализации всего плана (что маловероятно) или отдельных его положений (что более вероятно), в экономике начнут происходить управляемые структурные изменения, которые будут вести к размыванию прежней экономической модели, вокруг которой как повитухи вертятся Чубайсы и Кудрины. Главная опасность для них в том, что логика масштабного конфликта, в который втянулась РФ и необходимость адекватной реакции на внешние угрозы так или иначе будет требовать адаптирования экономики под новые реалии, а значит "сохранить все как было" – не получится. Эпоха "стабильности" закончилась в 2011-2012 годах, ныне страна живет в несколько иной реальности, нежели еще несколько лет назад. Проблема неолибералов в том, что их предложения несовместимы с реальностью куда как больше, чем предложения в духе Глазьева. Тот концептуальный документ неолиберального развития России под названием "Россия-2020", который родил ИНСОР, даже несколько лет назад при отсутствии войны и стабильных ценах на нефть выглядел неадекватным – в лучшем случае его можно было расценить как маниловские мечтания.
Поэтому все что неолиберальные идеологи предлагают в основном сводится к ситуативному реагированию в рамках сокращающихся резервов и призывам "что-то менять, ничего не меняя". Понятно желание продлить существование этой модели в изменившихся условиях, но тут складывается такая ситуация, что для выживания страны изменения будут необходимы. И именно поэтому развернутый план Глазьева из газетных обсуждений перекочевал в кабинеты высокопоставленных лиц.

Разумеется, по итогам общественной дискуссии и реакции СМИ будет сделан срез мнений относительно тех потенциальных изменений, которые могут последовать. В какой-то мере, это своеобразный зондаж общественного мнения, где либеральные СМИ стараются всеми силами изобразить, что "общество против таких планов", а общественное мнение в основном демонстрирует позицию в духе "план то может и хорош, но что-то не верится, что власти будут его реализовывать хотя бы по частям, не говоря уже о полной реализации". Но нужда в выработке долгосрочной экономической стратегии под нужды длительного конфликта с Западом остается, поэтому более чем вероятно, что под давлением объективных обстоятельств, отдельные положения плана Глазьева могут быть реализованы в стиле "Жить захочешь – не так раскорячишься". Разумеется, попытки структурных изменений в экономике будут встречать ожесточенное сопротивление как в высоких кабинетах, так и в плоскости общественного мнения, которым будут пытаться манипулировать, доказывая, что не надо ничего менять, мол и так сойдет. Но все же есть мнение, что усилившийся в ходе начавшейся войны силовой блок будет настаивать на подчинение экономики нуждам идущего конфликта, который на данном этапе невозможно прекратить. А значит весьма вероятно, что отдельные положения плана Глазьева могут быть реализованы на практике, возможно даже в рамках других планов, куда здравые идеи из глазьевской концепции будут включены.

Довольно часто нам приходится слышать фразу «открыть ящик Пандоры». Что это означает? В каких случаях это выражение употребляется? Да и что такое Пандора? Давайте разберемся в этих тонкостях. После нашумевшего фильма Джеймса Кэмерона «Аватар» многие считают, что Пандора - вымышленная планета, на которой обитают кошкообразные синие существа. Но ящика у планеты не было, да и не могло быть. Ларец имелся у Зевса, царя божественного Олимпа. А что там было внутри? Почему фразеологизм употребляют в негативном смысле? Для этого нам нужно вспомнить миф о Прометее. Именно от поступка этого титана, который ослушался Зевса и подарил людям огонь, и пошла история о Пандоре. Как это случилось? Сейчас узнаем.

Мифы Древней Греции

Пандора появляется на свет как орудие мести. В античном мире боги вовсе не были эталоном высокой морали. Греки признавали за своими кумирами злобу, ревность, похоть, коварство и зверскую жестокость. Они были завистливы, эти И когда они узнали, что презренные люди получили от Прометея огонь, который почти сравнял их с небожителями, то разозлились. Боги собрались на совет и замыслили страшную месть.

Зевс приказал Гефесту создать из земли и воды девушку, Пандору. Это не была первая женщина на земле, поэтому не стоит сравнивать ее с библейской Евой. Что такое Пандора? Женщина, не ведающая о том, что она - орудие мести, как сейчас бы сказали, «слепой курьер». Боги первым делом хотели покарать семью Прометея, а затем и людей, которым, как они полагали, ни за что ни про что достался в дар огонь.

Всесторонняя одаренность

Итак, Гефест создал из влажной глины тело Пандоры. Его жена, Афродита, наделила истукан неизъяснимыми прелестями. Афина-Паллада выткала для нее богатые одежды. Гера - мать богов - наделила ее умом, а крылатый Гермес передал ей находчивость, изворотливость и ораторское искусство. Ну а Зевс вдохнул в нее душу. Другие боги также передали девушке что-то от своей силы. Отсюда и исходит значение имени Пандора. С древнегреческого оно переводится как «всеми одаренная». Но главным презентом, который вместе с душой передал ей Зевс, было неуемное любопытство. Далее мифы Греции и Рима касательно Пандоры и ее ларца расходятся.

По версии эллинов, которая находится в поэме Гесиода «Труды и дни», сатиры доставили девицу с Олимпа на землю прямо к дому Эпитемея - младшего брата Прометея. Ларец у нее был с собой - как приданое от Зевса. Римская версия более логичная: ящик в дом Эпитемея приносит хитрый Гермес-Меркурий, оставляя его на время как свой багаж.

Что же было в ларце?

Насчет содержимого ящика и греческий, и римский мифы совпадают. Там были заперты несчастья, болезни и беды, которые Зевс-Юпитер захотел напустить на род людской. И в этом ему помогло любопытство Пандоры. Когда Эпитемей, чье имя, кстати, переводится как «думающий позже», решил жениться на прекрасной девушке, царь Олимпа вручил невесте ларец в приданое, наказав никогда не открывать его. Верховный бог знал, что она при первой же возможности заглянет внутрь. И карой для всех людей будет именно ящик Пандоры. Мифы Древней Греции рассказывают о том, как испуганная девушка захлопнула крышку, а потому на дне ларца осталась надежда.

Римская версия

Согласно ей, боги сначала хотели вручить прекрасную Пандору самому титану Прометею. Но тот отказался принимать такой дар, справедливо полагая, что в нем должен быть какой-то подвох. Прометей также отговаривал от женитьбы своего брата, но тот заупрямился и сказал, что такое прекрасное создание, как Пандора, не может принести горе.

Ларец появился на сцене позже, когда Эпитемей уже взял в жены небесную девушку. Его принес Меркурий, который под видом усталого странника попросил у хозяина дома оставить на время тяжелую ношу. Эпитемей согласился. Но тут в Пандоре взыграло любопытство. Она приблизилась к сундуку и стала его разглядывать. И тут она услышала как будто чей-то шепот. Что такое? Пандора приложила ухо к ларцу. Действительно, голоса умоляли открыть крышку. Бедная девушка не устояла перед соблазном и отворила сундук. В то же мгновение маленькие существа с коричневыми крылышками стали кусать и жалить ее, подбежавшего на крики супруга и прочих людей. В ужасе Пандора захлопнула крышку. Но тут она услышала слабый голос: «Открой и мне, я исцелю тебя от ран». Девушка послушалась. То была надежда - единственное утешение, которое дал мстительный Зевс людям вместе с бедами и болезнями.

Ящик Пандоры: значение фразеологизма

И греки, и римляне возлагали вину существования зла на богов. Таким образом, как видно из мифа, открывать сундук, посланный Зевсом, было необдуманным, роковым шагом.

Зло, однажды выпущенное из ларца, уже не соберешь обратно. Выражение «открыть ящик Пандоры» стало Теперь оно означает, что какой-то поступок может привести к необратимым последствиям, некоей Синонимом для этого фразеологизма может служить другой - «Выпустить джина из бутылки». Он отсылает нас к сказкам «Тысячи и одной ночи», в которых часто фигурируют злые демоны, запертые в запечатанных сосудах.

Другие Пандоры

Имя со значением «всем одаренная» было популярным в Древней Греции, поэтому им нарекали девочек. Известно, что так звали дочь Эрехтея, дочь царя Афин. Также Пандора является действующим лицом драмы Софокла и комедии Никофона. Миф о созданной из земли и воды прекрасной девушке, для которой соткала наряды Афина, оказался живучим и проник в европейскую культуру Нового Времени. В XVII веке, когда стали торговать готовой одеждой, пандорами стали называть манекены для демонстрации образцов модных фасонов. Но есть и другие значения этого слова. Если вы спросите у астронома, что такое Пандора, он вам тут же ответит, что это один из Он вращается на орбите этой планеты вместе с «супругом» - Эпитемеем. А еще именем Пандоры был назван удивительно живучий вирус, найденный биологами в водоемах Чили и Австралии. Кроме того, в республике Хакасия, в на берегу Белого Июса есть пещера, которая носит название Ящик Пандоры.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: